Основы программирования на

Pascal ABC

 

Введение

Для начала у вас должен быть Pascal ABC, если его у вас нет то можете скачать .

Начнем с нескольких определений

Программа - 1) это алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования

                               2) это набор команд для компьютера.

Отсюда возникает вопрос что же такое команда и что такое алгоритм.

Команда - это описание действий, которые должен выполнить компьютер.

Алгоритм - это четко определенный план действия для исполнителя.

Мы будем писать программы на паскале и структура программы будет выглядеть так:

По подробнее о каждом из разделов:

1. Program Имя программы;

В имени программы не должно быть пробелов. Имя должно начинаться с буквы и состоять только из латинских букв, цифр, знака подчеркивания _ .

После имени программы должно стоять ; .

Пример: program qq;

После заголовка с именем программы можно перечислять подключаемые модули для это пишеться Uses имя модуля; (например Crt; подключение отдельного окна для выполняемой программы).

 

2. Раздел описания начинается со служебного слова Var, после чего перечисляются все переменные (через ,), которые будут использоваться в программе, затем ставиться :  и указывается тип переменных ;.

Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы.

Типы переменных:

 

Real;  переменная вещественного типа
Integer;  переменная целого типа ( диапазон -32768..32767 )
Char; переменная-символ
Boolean;  логическая переменная
String; переменная строки
Longint; переменная целого типа ( диапазон −2147483648..2147483647 )

 

Пример: var a:integer;

3. Раздел операторов начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебным словом End.(обязательно с .). В этом разделе задаются действия(указываются операторы). Операторы в разделе отделяются ; . Оператор – это команда языка программирования.

Рассмотри некоторые из операторов:

Write(ln) - оператор вывода (ln - означает переход на новую строку). После write(ln) ставятся (" текст ");. Текст который будет между апострофов (" ") выводится на экран таким каким он набран. Что бы вывести на экран значение переменной из программы надо write(ln) ("текст",и тут указывается имя переменной);

Read(ln) - оператор ввода (пользователь вводит значение переменной, которое затем может использоваться в программе). Для ввода нескольких переменных нужно в операторе Read(ln) (имя переменной,имя переменной,имя переменной,....); а на экране ввода вводить значение переменных через пробел или после ввода значения одной переменной нажимать Enter. Затем когда все значения введены надо нажать Enter и пойдет выполнение операторов.

!: если просто поставить Read(ln); компьютер будет ждать нажатия клавиши Enter.

 := - оператор присваивания. к примеру a:=5, значит что переменной a присвоиться значение 5.

!: при записи нового значения, старое стирается.

В программе используются арифметические операции:

 + сложение

 - вычитание

 * умножение

 / деление

 mod деление с отбрасыванием целой части

 div  деление с отбрасыванием дробной части

 sqr возведение числа в квадрат

 sqrt вычисление квадратного корня

 и т.д.

Для вывода вещественных чисел (123.2132313123....) в 'обрезанном' виде (к примеру 123.2132 или 123.21), в операторе Write(ln) ("текст",имя переменной:5:2) после первого : указывается сколько всего будет символов, а после второго : указывается количество знаков в дробной части.

Задача: ввести три переменных(a,b,c) с клавиатуры, присвоить переменной d:=a*b+c. Вывести получившийся результат на экран в ввиде 'Ответ:...'.

Для простоты решения задач можно(нужно) использовать блок схемы. А для того что бы понять что делает компьютер можно  в ручную прокручивать программу( самому по порядку выполнить программу на листочке и посмотреть значение перменных).

Блок схема для нашей задачи будет выглядеть таким образом:

     

                     

      

                 

           

                 

           

                

            

   

 

Код самой программы:

Program First;
Uses Crt;
Var a,b,c,d:longint;
Begin
Writeln ('
Введите значение трех переменных через пробел');
Readln (a,b,c);
d:=a*b+c;
Writeln ('
Ответ
: ',d);
End.    

После выполнения всей программы в конце вы должны увидеть вот это:

     

    

На данном примере мы рассмотрели основные понятия из части введения.

Для закрепления знаний рекомендую пройти Тест

А для перехода к следующей теме нажмите тут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Hosted by uCoz